• Для других регионов РК:
  • Email: acgnsk.region@mail.ru
  • Телефон: +7-705-770-23-03
«Авторизованный сервисный центр »,
тел.: +7-777-250-74-85
Стальные тросы. Что это такое? Особенности, преимущества, сфера применения

Стальные тросы. Что это такое? Особенности, преимущества, сфера применения

Тросы или стальные канаты — важные элементы грузоподъемных механизмов. Их широко применяют в сфере строительства, металлургии, автомобилестроения, нефтеперерабатывающей промышленности. Представляют собой гибкие многожильные канаты Существует несколько типов стальных тросов, каждый из которых подходит для использования в тех или иных условиях. Они выступают в качестве базовых грузонесущих элементов лебёдок, кранов, талей, другой техники.

Конструкция стальных канатов

В центре устройства находится сердечник. Вокруг него располагаются уложенные по спирали пряди из проволоки. Чем их больше, тем толще металлический трос. От характеристик проволоки зависит гибкость, устойчивость каната к коррозии и другим внешним факторам, отсутствие необходимости в частой замене. Гибкие тросы состоят из многочисленных жил минимальной толщины. Они устойчивы к деформации, быстро возвращаются к первоначальной форме, подходят для создания спусковых механизмов. А вот сплетённые из толстых жил канаты будут оптимальны при статических нагрузках. Они более прочные и долговечные.

Классификация стальных тросов

Структура стального каната формируется путем наматывания по/против часовой стрелки прядей вокруг сердечника. При классическом типе свивки проволоку скручивают в направлении, противоположном тому, в котором уложены сами пряди в тросе.

Типы стальных канатов по свивке:

  • Одинарные. Свиты из одной пряди проволоки одинакового сечения, скрученной в виде концентрический спирали вокруг одной из нитей. Состоят из 1-4 слоев. Для маркировки таких изделий используют две цифры. Первая указывает на число прядей, вторая — проволок в пряди. Например: 1×10, 2×12 и т.д.
  • Двойные. Тросы имеют двойную свивку не менее чем из 6 прядей. Бывают одинарными и многослойными. Вторые более гибкие и устойчивые к вращению. Маркировка аналогична одинарным канатам. Например: 8×16, означает, что в канате 8 прядей, по 16 проволок в каждой.
  • Тройные. Состоят из нескольких двойных тросов. Пряди проволок, скрученные вокруг своего сердечника, обвивают еще и вокруг центрального сердечника.

Важный нюанс: направление свивки проволоки не влияет на эксплуатационные свойства всей конструкции. А вот от прядей напрямую зависят характеристики троса, его сопротивление к разрыву.

Типы сердечника

Сердечник служит центральной осью стального троса. Вокруг него свиваются остальные элементы. Таким образом формируется форма изделия. Важная функция сердечника — амортизация, нейтрализующая кратковременное или постоянное деформационное воздействие радиальных нагрузок.

Из чего делают сердечники?

Для изготовления сердечников используют самое разное сырье натурального и искусственного происхождения.

Основные группы сердечников по типу материала:

  • Органические и неорганические (FC). Пеньковые, джутовые, из сизаля, хлопчатобумажной пряжи. Требуют обязательной антикоррозийной пропитки, которая проникает во внутренние слои изделия и предотвращает появление ржавчины. Массовая доля смазки может составлять до 50% от веса самого сердечника. Изделия растительного происхождения мягкие, гибкие, достаточно дорогие. Особенно это касается экзотических кокосовых волокон или листьев агавы. Их бюджетные альтернативы — хлопок и лен.
  • Металлические (IWS). Стальные. Подходят для эксплуатации в условиях, когда требуется повышенная прочность конструкции. Например, при экстремально высоких температурах. Обратите внимание, устойчивость стальных канатов к деформации не влияет на их грузоподъёмность. Металлические сердечники нередко делают из того же сплава, что и внешние проволочные пряди.
  • Синтетические. Полипропиленовые, капроновые, нейлоновые, асбестовый шнур. Полипропиленовые сердечники самые прочные и дешёвые. Изделия на синтетической основе имеют небольшой вес и большую гибкость по сравнению с аналогами из других материалов. Не гниют, не впитывают воду.

Канатные смазки

Тросы смазывают при производстве и в процессе эксплуатации, когда первоначальная эластичность уменьшается под действием нагрузок, ультрафиолета, воды. Проникающие смазки на основе нефтяного растворителя проникают внутрь троса, к сердечнику. После испарения они оставляют плотную защитную пленку на каждой проволоке. Покрывающие смазки имеют жидкую консистенцию. Защищают трос снаружи, герметизируя его от влаги и фреттинг-коррозии в результате соприкосновения с металлическими элементами других конструкций, мягко очищают поверхности от абразивных загрязнений.

Диаметр каната

Диаметр сечения каната обязательно указывается в сопроводительной документации, а также на барабане. Это одна из основных характеристик такелажа. Обычно он составляет 1-8 мм. Само собой разумеется, что чем толще трос такелажный, тем большую нагрузку он способен выдержать

Утеряна маркировка? Не беда, при необходимости размеры можно определить и самостоятельно подручными средствами. Для этого вам понадобится обычный штангенциркуль. Выберите на тросе две точки на расстоянии 100 см друг от друга. Измерьте толщину троса в двух зонах, расположенных перпендикулярно к каждой из них. Подсчитайте среднее арифметическое полученных значений с учётом допусков. Полученное число и будет номинальным диаметром данной модели

Длина каната

Производители выпускают тросы из стали длиной от 50 до 200 метров. При выборе стоит помнить, что длина троса в целях безопасности работ не должна превышать показатели канатоемкости грузоподъёмного устройства.

Гибкость каната

Гибкость троса зависит от толщины, количества, характера переплетения проволок. В изделиях с небольшой гибкостью имеется максимум 40-42 проволоки, в более эластичных насчитывается как минимум 5-7 и больше рядов по 12 штук в каждом. Модели повышенной прочности состоят из 144 проволок, обвитых вокруг сердечника прядями по 24 штуки.

Прочность

Прочность троса зависит от марки стали, из которой он произведен. Большинство канатов, имеющихся сегодня в продаже, имеют показатели растяжения в диапазоне 1570-2160. Гальванизированные нержавеющие сплавы обладают высокой прочностью на разрыв, пригодны для эксплуатации в любых климатических условиях: засушливых, с повышенной влажностью, при сильной жаре, холоде, ветре. К основным компонентам добавляют легирующие элементы, улучшающие эксплуатационные характеристики готового изделия. Так, оцинкованные тросы стандарта DIN (коммерческий такелаж) применяют чаще всего для монтажных работ, перемещения грузов. Обычные антикоррозийные составы сокращают срок службы троса. Цинковое напыление более щадящее. Черные тросы ещё прочнее оцинковки. Их применяют для удержания и подъема крупногабаритных грузов

По типу обработки поверхностей тросы маркируют таким образом:

  • С: канаты для эксплуатации в средне-агрессивной среде;
  • Ж: канаты для эксплуатации в жёсткой среде;
  • ОЖ: канаты для эксплуатации в сверхжесткой среде.
  • П: стальные тросы, обработанные полимером

При выборе конкретной марки стального троса стоит учесть задачи, которые вы планируете выполнять с его помощью. Помочь подобрать подходящий вариант так, чтобы покупка была целесообразной с экономической точки зрения, помогут наши специалисты.

Возврат к списку

Наши дипломы, сертификаты

Защита от автоматического заполнения  
Подтвердите, что вы не робот*