Тросы или стальные канаты — важные элементы грузоподъемных механизмов. Их широко применяют в сфере строительства, металлургии, автомобилестроения, нефтеперерабатывающей промышленности. Представляют собой гибкие многожильные канаты Существует несколько типов стальных тросов, каждый из которых подходит для использования в тех или иных условиях. Они выступают в качестве базовых грузонесущих элементов лебёдок, кранов, талей, другой техники.
В центре устройства находится сердечник. Вокруг него располагаются уложенные по спирали пряди из проволоки. Чем их больше, тем толще металлический трос. От характеристик проволоки зависит гибкость, устойчивость каната к коррозии и другим внешним факторам, отсутствие необходимости в частой замене. Гибкие тросы состоят из многочисленных жил минимальной толщины. Они устойчивы к деформации, быстро возвращаются к первоначальной форме, подходят для создания спусковых механизмов. А вот сплетённые из толстых жил канаты будут оптимальны при статических нагрузках. Они более прочные и долговечные.
Структура стального каната формируется путем наматывания по/против часовой стрелки прядей вокруг сердечника. При классическом типе свивки проволоку скручивают в направлении, противоположном тому, в котором уложены сами пряди в тросе.
Типы стальных канатов по свивке:
Важный нюанс: направление свивки проволоки не влияет на эксплуатационные свойства всей конструкции. А вот от прядей напрямую зависят характеристики троса, его сопротивление к разрыву.
Сердечник служит центральной осью стального троса. Вокруг него свиваются остальные элементы. Таким образом формируется форма изделия. Важная функция сердечника — амортизация, нейтрализующая кратковременное или постоянное деформационное воздействие радиальных нагрузок.
Для изготовления сердечников используют самое разное сырье натурального и искусственного происхождения.
Основные группы сердечников по типу материала:
Тросы смазывают при производстве и в процессе эксплуатации, когда первоначальная эластичность уменьшается под действием нагрузок, ультрафиолета, воды. Проникающие смазки на основе нефтяного растворителя проникают внутрь троса, к сердечнику. После испарения они оставляют плотную защитную пленку на каждой проволоке. Покрывающие смазки имеют жидкую консистенцию. Защищают трос снаружи, герметизируя его от влаги и фреттинг-коррозии в результате соприкосновения с металлическими элементами других конструкций, мягко очищают поверхности от абразивных загрязнений.
Диаметр сечения каната обязательно указывается в сопроводительной документации, а также на барабане. Это одна из основных характеристик такелажа. Обычно он составляет 1-8 мм. Само собой разумеется, что чем толще трос такелажный, тем большую нагрузку он способен выдержать
Утеряна маркировка? Не беда, при необходимости размеры можно определить и самостоятельно подручными средствами. Для этого вам понадобится обычный штангенциркуль. Выберите на тросе две точки на расстоянии 100 см друг от друга. Измерьте толщину троса в двух зонах, расположенных перпендикулярно к каждой из них. Подсчитайте среднее арифметическое полученных значений с учётом допусков. Полученное число и будет номинальным диаметром данной модели
Производители выпускают тросы из стали длиной от 50 до 200 метров. При выборе стоит помнить, что длина троса в целях безопасности работ не должна превышать показатели канатоемкости грузоподъёмного устройства.
Гибкость троса зависит от толщины, количества, характера переплетения проволок. В изделиях с небольшой гибкостью имеется максимум 40-42 проволоки, в более эластичных насчитывается как минимум 5-7 и больше рядов по 12 штук в каждом. Модели повышенной прочности состоят из 144 проволок, обвитых вокруг сердечника прядями по 24 штуки.
Прочность троса зависит от марки стали, из которой он произведен. Большинство канатов, имеющихся сегодня в продаже, имеют показатели растяжения в диапазоне 1570-2160. Гальванизированные нержавеющие сплавы обладают высокой прочностью на разрыв, пригодны для эксплуатации в любых климатических условиях: засушливых, с повышенной влажностью, при сильной жаре, холоде, ветре. К основным компонентам добавляют легирующие элементы, улучшающие эксплуатационные характеристики готового изделия. Так, оцинкованные тросы стандарта DIN (коммерческий такелаж) применяют чаще всего для монтажных работ, перемещения грузов. Обычные антикоррозийные составы сокращают срок службы троса. Цинковое напыление более щадящее. Черные тросы ещё прочнее оцинковки. Их применяют для удержания и подъема крупногабаритных грузов
По типу обработки поверхностей тросы маркируют таким образом:
При выборе конкретной марки стального троса стоит учесть задачи, которые вы планируете выполнять с его помощью. Помочь подобрать подходящий вариант так, чтобы покупка была целесообразной с экономической точки зрения, помогут наши специалисты.
Возврат к списку